Система карданной передачи применяется во всех автомобилях, независимо от типа его привода. Обусловлено это тем, что основные агрегаты транспортного средства имеют жесткое закрепление, в то время как подвеска постоянно меняет свою высоту в зависимости от рельефа поверхности, по которой машине приходится двигаться. Давайте более подробно рассмотрим устройство и принципы работы карданной передачи, а также уделим внимание основным проблемам, возникающим во время её эксплуатации.
Карданная передача и заднеприводные авто.
В случае заднеприводных автомашин, назначение карданной передачи заключается передаче крутящих усилий вторичного вала трансмиссионной коробки, ретранслируя их на главную передачу под варьирующимся угловым отклонением.
За работу в условиях изменяющихся углов отвечают шарнирные механизмы, дополненные парой вилок и крестовин. Передний карданный вал имеет жесткое горизонтальное закрепление, ведущее одним концом к приводам коробки передач, а другим к главной передаче, находящейся в конструкционной схеме заднего моста. В виду того, что мост находится в постоянной динамике, то приподнимаясь вверх, то опускаясь обратно, меняется и угол его взаимодействия с передней частью кардана. Максимальное угловое отклонение может достигать 15 градусов. Именно поэтому невозможно изготовить задний карданный вал в виде жестко закрепленной трубки. Для этого и задействуется шарнирное соединение, позволяющее заниматься точной передачей крутящего момента от статичной коробки до постоянно двигающейся главной передачи без возникновения рывков или колебаний.
Помимо углов отклонения вариативной величиной является и линейная длина между коробкой и мостом, измеренная относительно кузовной горизонтали. При движении моста вверх происходит её удлинение, при «просадке» вниз – укорачивание. Чтобы компенсировать переменность размеров, инженерами было применено специальное шлицевое соединение, призванное изменять длину не самих валов, а их составную сумму. Возникающие при этом ударные воздействия принимаются и полностью гасятся эластичной муфтой.
Использование карданов в переднеприводной машине.
Передачей крутящего момента у автомобилей с передней системой привода занимается двойная карданная передача, каждая часть которой наделена своим валом и парой шаровых шарниров. Конструктивная схема переднеприводного транспортного средства выстроена таким образом, что силовой агрегат и основные трансмиссионные узлы представляют собой единый блок. Выходящий из него крутящий момент готов к распределению вращательных усилий между ведущей парой колес. Однако сами колеса постоянно движутся, причем не только в вертикальной плоскости, но и совершают повороты при вращении руля. Для этого и требуется наличие двойной карданной передачи, передающей крутящие усилия отдельно на каждое колесо.
Применяемые карданные валы снабжены парой синхронных шаровых шарниров, надежно защищенных от попадания грязи резиновыми кожухами. Они позволяют непрерывно передавать вращение трансмиссионных приводов колесам, с изменяемой величиной угла отклонения. Максимальная величина угла, при которой допускается работа карданной передачи переднеприводных машин, составляет 42 градуса.
Основные неисправности, возникающие во время эксплуатации карданной передачи.
Наиболее уязвимыми местами любой карданной передачи являются шарнирные соединения. Повредить валы до такого состояния, что они потребуют замены, практически нереально, а вот шарниры подвержены эксплуатационному износу гораздо сильнее.
Главная проблема, с которой сталкиваются автолюбители, это износ защитных кожухов. Из них вытекает смазка, а вместо неё шарниры обильно наполняются дорожной грязью. Если по каким-то причинам резиновый чехол шарнира порвался, произведите его замену, не дожидаясь, пока шарнир начнет сперва щелкать, потом вибрировать, а затем и вовсе заклинит. В случае, когда все перечисленные нами симптомы уже проявились, помимо состояния шарнира оцените работоспособность подшипника, находящегося в промежуточной опоре. Вполне вероятно, что какой-то из этих элементов нуждается в замене.
Не стоит думать, что карданная передача слишком подвержена поломкам. Даже относительно «хрупкие» шарниры в среднем рассчитаны на 55-65 тысяч километров. Это достаточно серьезный ресурс.
Основными факторами, вызывающими снижения срока службы шарнирных соединений выступают: агрессивный стиль езды, предусматривающий резкое чередование разгонов и молниеносных торможений, движение по плохим грунтовым дорогам и ледяным колеям, а также ошибки, связанное с выбором трансмиссионной передачи.
Похожие записи:
Мы расскажем о методиках устранения такого явления как плавающих оборотов двигателя автомобиля. | Расскажем о дизельных двигателях, принципе их действия и отличиях от бензиновых моторов. |