Такая вещь, как антиблокировочная система, входит в стандартный пакет опций для авто всех классов последних годов выпуска. Правда, сначала это был «наворот» для дорогих спортивных автомобилей. С ростом спроса на подобный механизм его стали внедрять на более дешевые аналоги, а сейчас эта система стала неотъемлемой частью любой современной тормозной системы. Такому распространению способствует также невысокая себестоимость при массе преимуществ для водителя.
Как она работает?
Схема работы тормозной системы автомобиля в штатном режиме выглядит примерно так: водитель плавно движением ноги передвигает педаль, тем самым тормозные элементы (непосредственно на колесе) постепенно наращивают давление, и автомобиль плавно останавливается. Однако иногда дорожная ситуация требует немедленной остановки транспортного средства. Если колеса блокируются (резко перестают вращаться из-за огромного давления тормозных механизмов), они создают эффект «юза». Весьма опасная вещь, особенно на скользком дорожном покрытии - ведь автомобиль не будет реагировать на повороты руля и на команды водителя.
Обычно инструкторы и опытные водители рекомендуют на подобном покрытии тормозить толчками, не давать колесам заблокироваться полностью. Но водители бывают разные. Поэтому около 10% всех ДТП случается из-за «юза».
Для уменьшения такой печальной статистики инженерами автомобилестроительных фирм была разработана система антиблокировочная система (ABS). Ее суть состоит в том, чтобы не дать вне зависимости от команд водителя заблокироваться колесам. На трудном скользком участке авто с этой системой не «пойдет юзом» и не потеряет управление. Кроме того, вероятность остаться на дороге перед возможностью улететь в кювет довольно высока.
Технология работы ABS
По результатам различных тестов специалистами разных фирм было отмечено, что максимальный коэффициент сцепления рабочей области шины с дорожным покрытием достигается, если имеется допустимое проскальзывание колеса процентов на 15 или 30.
На таком проскальзывании и построена вся работа системы. А для достижения поставленных целей ABS создает скачки давления тормозной жидкости (или воздуха) в тормозной системе, заставляя, таким образом, тормозные колодки прижиматься к колесу и немного отходить назад. Поэтому контроль над состоянием тормозной системы автомобиля ложится на плечи электроники и, вне зависимости от опыта водителя, он может удержать машину на дороге.
Технологически ABS представляет собой связку из трех главных элементов: датчики (монтируются на колеса и регистрируют частоту их вращения), вычислительный блок и модулятор, меняющий давление тормозной жидкости или воздуха. Давайте рассмотрим их подробнее.
Датчик ABS
Датчик неподвижно монтируется в колесе. Он представляет собой катушку, внутри которой вращается магнитный сердечник. Последнего, в свою очередь, раскручивает зубчатый венец, установленный на подвижной части колеса.
По сути, датчик представляет собой простейший генератор, вырабатывающий электроэнергию. Ее частота напрямую зависит от скорости вращения колеса. Вот эту информацию он и передает в вычислительный блок.
Вычислительный блок
Принимая оперативную информацию от датчиков, блок проводит вычисления согласно заранее установленных алгоритмов. И видя несоответствие желаемого, дает команду на снижение давления тормозной жидкости или воздуха, дабы предотвратить блокирование колес.
Модулятор
Этот элемент ABS, как правило, имеет два электромагнитных клапана. Задача первого – перекрывать доступ тормозной жидкости (или воздуха) из тормозной магистрали к механизмам колеса. Второй выполняет не менее важную роль – он возвращает избыток тормозной жидкости обратно в тормозную магистраль (или производит сброс воздуха в атмосферу).
Виды ABS
В зависимости от ценовой категории автомобили комплектуются разными видами ABS. Самые дорогостоящие, а, следовательно, наиболее эффективные, имеют по одному датчику, вычислительному блоку и модулятору на каждом колесе. Они позволяют устанавливать свое давление тормозной жидкости, подходящей к колесам в отдельности.
Более дешевые аналоги комплектуются парой датчиков на задних колесах. Модулятор на них - общий, вычислительный блок - тоже.
Однако наиболее распространена система, предусматривающая установку датчиков на все колеса. Но модуляторы и блоки вычисления устанавливаются по одной штуке на каждую ось автомобиля.
Имеется и своего рода смешанная система, где основной упор сделан на передние колеса. Четыре датчика установлены отдельно по одному на каждом колесе. Модуляторов в такой системе три - по одному на каждое переднее колесо и один общий - на заднюю ось. Расчеты проводят три вычислительных блока.
Электронная «начинка» автомобилей становится все сложнее. И часто данные одних систем используют в своей работе другие. Например, в новых ABS для улучшенного регулирования давления тормозной жидкости наряду с главным тормозным цилиндром работает гидронасос. А компьютер для расчетов нужного давления берет данные о динамике движения, влиянии круиз-контроля, угле наклона дорожного полотна и прочих факторах, воздействующих на автомобиль.
Итак, теперь становится понятным, почему автомобиль с подобной системой представляет собой желанную покупку. В экстренных ситуациях водитель на уровне инстинктов жмет со всей силой тормозную педаль. Система ABS сохранит управляемость и курсовую устойчивость, предотвратит опасность юза.
Кстати, когда ABS работает, слышен характерный треск, исходящий из модуляторов. Или ощущаются толчки в тормозной педали, в зависимости от марки и модели автомобиля их сила будет разной.
На приборной панели (или рядом с ней) находится световой индикатор, который после первых двух-трех секунд работы двигателя загорается и гаснет. Таким образом, система показывает водителю, что она работает в нормальном режиме. Вот если индикатор работает постоянно - есть смысл заглянуть на СТО для проверки и диагностики системы.
Также нужно обратить внимание на то, что ABS не должна тормозить автомобиль рывками и раскачивая его. Необходимо просто нажать тормозную педаль посильнее в начале тормозного пути. Компьютер сам определит нужные параметры и закончит маневр с минимально возможным расстоянием.
Проблемы в эксплуатации
Сами по себе системы ABS обладают значительным первоначальным ресурсом работы и могут довольно долгое время работать без особых проблем.
Вычислительные блоки - вообще вещь из разряда «неубиваемых». Они монтируются с хорошей защитой в виде специального защитного реле и предохранителей. Как показывает практика, для отказа его работоспособности нужно нарушать правила эксплуатации в сфере электрической начинки автомобиля, о которых немного написано ниже.
Деталь, которая чаще всего ломается – это датчик. Во-первых, датчики испытывают немалую физическую нагрузку. Во-вторых, у них не самое лучшее место монтирования для точной техники - возле двигаемых деталей ступиц или полуосей. Причин для поломок датчиков немного, основных две: загрязнение зубчиков или большой люфт подшипников ступицы (колесо «гуляет» и своими колебаниями разрушает датчик).
Так как ABS это система, использующая в своей работе электрический ток, то различного рода неполадки часто связаны именно с ним. Например, величина ее работоспособности зависит от величины напряжения на клеммах АКБ. Если напряжение уменьшится до показателя в 10.5 вольт, и ниже, то ABS отключится путем передачи соответствующей команды блоку предохранителей.
Не любит ABS и различного рода перепады напряжения в бортовой электросети. Блок предохранителей в таких случаях срабатывает и отключает систему. Чтобы избежать подобного, нужно:
- Не отключать/подключать провода или приборы при работающем двигателе.
- Воздержаться от метода «прикуривания» как своего, так и чужого автомобиля. АКБ разные, бортовые электросети тоже, возможны резкий трансферт электронов по объединенным сетям (разумеется, с последствиями).
- Внимательно следить за контактами генератора.
Естественно, если с рамой автомобиля или с иными частями проводятся сварочные работы, особенно если сварочный аппарат «запитан» от электросети, нужно отсоединить все провода от элементов ABS.
Кроме того, не стоит нагревать вычислительный блок выше 85 градусов по шкале Цельсия (это плохо влияет на его «здоровье»). Про это нужно помнить, если автомобиль будут сначала красить, а после греть его в сушильной камере.
Однако не нужно забывать, что если ABS отключится – тормоза у автомобиля никуда не пропадут, просто изменится их работа.
Регулируем ручной тормоз автомобиля.В разделе: Техническое обслуживаниеМы расскажем как самостоятельно отрегулировать ручной тормоз автомобиля. | Обслуживание тормозной системы автомобиля.В разделе: Техническое обслуживаниеТормозная система предназначена для снижения скорости или полной остановки машины. Кроме того, она не даёт автомобилю самопроизвольно сдвинуться с места во время стоянки. Своевременное техобслужива... |