Конструкторы всегда стараются сделать новые модели автомобилей красивыми, аэродинамичными, с большим багажным отделением. Нередко это в конечном итоге негативно отражается на обзорности транспортного средства. Водителю современной машины тяжело оценить расстояние от автомобиля, расположенного сзади, а порой – и спереди, до препятствия. Для того чтобы максимально упростить для автолюбителя процедуру парковки и помочь сэкономить на ремонте бампера (а иногда и других деталей), многие современные машины оборудуются специальным устройством, называемым не иначе как парковочный радар (известен также, как парктроник). Надо отметить, что используемое в названии подобной системы слово «радар» выглядит не совсем корректно, так как принцип работы парктроника основан на использовании не радио-, а звуковых волн. Поэтому более правильным будет называть эти устройства сонарами.
Основными элементами системы являются измеряющие расстояние от автомобиля до близлежащих объектов ультразвуковые датчики, которые врезаются в передний и задний бамперы. Индикатором дистанции до препятствия является издаваемый системой предупреждающий прерывистый звук. В отдельных вариантах исполнения информация об измеренном расстоянии демонстрируется на дисплее, который монтируется в приборную панель, крепится к зеркалу заднего вида либо устанавливается отдельно. Вместе с уменьшением расстояния от машины до препятствия увеличивается частота предупреждающего сигнала. Первые звуки устройство издает, когда расстояние до препятствия составляет порядка 1-2 метров. При опасном сближении (от десяти до сорока сантиметров) звуковой сигнал работает непрерывно.
Выбирая парктроник, прежде всего следует определиться с местом его планируемой установки. Наиболее разумным вариантом выглядит установка парковочных радаров как на переднем, так и на заднем бампере. В отдельных случаях парктроники размещаются внутри фар, за счет чего становятся незаметными и защищенными от внешней среды. Для монтажа датчиков врезного типа в бампере придется проделать отверстие необходимого диаметра. Однако, несмотря на эти неудобства, врезные устройства сегодня пользуются наибольшей популярностью, а покраска в цвет бампера делает их почти незаметными. Внешние датчики в процессе работы издают ультразвуковые импульсы, отражающиеся и снова возвращающиеся на датчик, который затем отправляет полученные сведения в основной рабочий блок. Последний анализирует поступившие данные и выдает информацию водителю транспортного средства.
Таким образом, можно сделать выводы, что одним из основных факторов, которые необходимо принимать во внимание при выборе парктроника, является число датчиков. Дешевле всего стоят парктроники с двумя датчиками, устанавливаемыми на небольших автомобилях в задний бампер. В этом случае контролируются лишь крайние части транспортного средства, в то время как середина его остается незащищенной. Широко распространены парктроники с тремя и четырьмя датчиками. Существуют модели, имеющие 6 датчиков. Четыре из них монтируются в задний бампер, а два – по краям переднего бампера.
Максимальное число датчиков – восемь. Такие системы очень часто устанавливают на автомобили большой длины (по 4 штуки в задний и передний бамперы). Поверьте, даже бывалые шоферы иногда просчитываются при парковке и разбивают бампер. А недорогие парковочные радары, которые комплектуются малым количеством датчиков, имеют большие мертвые зоны. Результатом эксплуатации подобной системы может стать то, что однажды в такую мертвую зону попадет незаметный, но крайне нежелательный предмет, способный нанести серьезный вред автомобилю. Поэтому лучше не экономить и остановить свой выбор на парковочном радаре с количеством датчиков больше 4-х.
Наилучшими среди парктроников принято считать устройства, оборудованные встроенными дисплеями. Такой парковочный радар даже при отсутствии бортового компьютера позволит водителю лучше, качественнее проводить оценку дорожной обстановки, а также окажет помощь при принятии решения о необходимости совершения того или иного маневра. Как правило, степень приближения машины к препятствию демонстрируется на дисплее посредством изменения цвета соответствующих сегментов экрана. По мере приближения к объекту зеленый цвет сменяется оранжевым, а затем – красным. Существуют парктроники с многоцветными жидкокристаллическими дисплеями. На таком экране показываются очертания кузова автомобиля, а индикатор обеспечивает пользователя информацией о том, с какой именно стороны машины появилось препятствие, а также отображает расстояние до него.
Сегодня в специализированных магазинах есть модели парктроников, имеющие функцию принудительного выключения (включения). Такая возможность будет не лишней при движении в городских пробках, когда парковочная система, оставаясь все время включенной, станет сигнализировать о препятствии практически постоянно. Большой популярностью у современных автовладельцев пользуются парковочные радары, выпускаемые компаниями «Cobra», «Sho-me», «ParkMaster», «Aviline», «Park boy». Продукция этих брендов зарекомендовала себя с самых лучших сторон, а потому заслуженно пользуется огромной популярностью на отечественном рынке.
Большое внимание при выборе парктроника следует уделить его эксплуатационным, функциональным качествам. На современном рынке представлены проводные и беспроводные модели парковочных радаров. Какой бы ни оказалась выбранная модель, она обязательно бывает предназначена для эксплуатации в определенных климатических условиях. После установки парковочной системы на транспортное средство автолюбителю нужно будет вести постоянный контроль за состоянием прибора. Определенное влияние на его показания могут оказывать скопления пыли, грязи, снега, необходимость работы в условиях сильного дождя, слишком низкая температура воздуха, а также его повышенная влажность.
Несмотря на то, что описанная система призвана помогать водителям, не следует целиком полагаться лишь на нее. Вне зависимости от ее наличия автолюбитель должен в обязательном порядке визуально убедиться в отсутствии препятствий перед началом движения, маневрирования в любом направлении. Отдельные объекты парковочный радар обнаружить не в силах, что обусловлено физическими принципами его работы. С другой стороны, не исключены и ложные срабатывания парктроника. Ложные сигналы, помимо загрязнения датчиков и погодных условий, могут быть следствием нахождения автомобиля на неровном дорожном покрытии с уклоном, наличия источников сильного шума в пределах радиуса функционирования датчиков, движения машины по пересеченной местности.
Искажения в показаниях парктроника имеют место при буксировании прицепа, работе радиопередающих приборов в пределах рабочего радиуса датчика. Система может «не заметить» тонкие либо острые предметы (сюда относятся тросы, тонкие столбики, цепи), объекты, поглощающие ультразвуковое излучение (например, снег, всевозможные пористые материалы, одежда), препятствия, отражающие звук в сторону от парковочных датчиков, предметы, высота которых превышает 1 метр. Парктроник может не среагировать должным образом на провалы в асфальте, открытые люки, разбросанные по дорожному покрытию мелкие острые предметы и другие представляющие опасность объекты, которые располагаются вне поля действия датчиков.
Система контроля давления в шинах.В разделе: Техническое обслуживаниеОпишем систему контроля давления в шинах Steelmate DIY TP-70. | Проверяем датчик массового расхода воздухаВ разделе: Техническое обслуживаниеПорядок выполнения диагностических мероприятий, особенности операции. Признаки и возможные неисправности прибора. |