Довольно часто в различных рекламных роликах о новых автомобилях можно услышать или прочитать, что они оборудованы роботизированными коробками («роботами») переключения передач. Звучит, конечно, приятно и солидно, однако что же это за механизм такой?
По своей сути такая коробка представляет собой аналог полуавтоматической КПП. Реализация ее работы сочетает в себе принципы двух противоположностей - механической КПП и автоматической КПП. С первой робот взял такую особенность, как переключение передач по желанию водителя. Однако есть одно существенное отличие - отсутствие педали сцепления. В классическом варианте, то есть с использованием механической КПП, перед переключением передачи необходимо выжать педаль сцепления (разъединить двигатель с коробкой передач).
Робот использует целый набор различных датчиков и актуаторов, а также собственные вычислительные мощности. Довольно хорошо проработан программный код робота. Поэтому он постоянно мониторит состояние подчиненных ему механизмов и синхронизирует их работу. Многие роботы умеют также подстраиваться под стиль вождения - они наблюдают за поведением водителя, запоминают некоторые моменты и могут предугадывать, как человек поведет себя в той или иной ситуации.
Для удобства водителя и линий сборок, рычаг робота в салоне располагается там, где обычно находится рычаг от механики. Однако направления его движения ограниченно двумя положениями – вперед и назад. Соответственно, они обозначают направление движения автомобиля. Кстати, пилоты гоночных болидов Формулы-1 используют две педали: одна скорости повышает, другая понижает.
Если представить работу такой коробки, можно увидеть следующий процесс:
1. Водитель переключает рычаг или подрулевой лепесток, выбирая направление движения.
2. Робот опрашивает датчики и другие системы автомобиля по поводу параметров их работы и получает данные.
3. Далее он обрабатывает полученную информацию и дает команду сервомотору на переключение той или иной передачи. Таким образом, все механизмы коробки синхронизируются.
Кроме того, при выборе передачи робот принимает во внимание данные о том, в каком режиме работают все механизмы автомобиля, взаимодействующие с коробкой.
Для вычислений робот-коробка использует свой процессинговый блок. Также в процессе участвует несколько сервомоторов и гидромеханический блок. Более того, робот, как отмечено выше, подстраивается под стиль вождения. А это значит, идет экономия топлива и увеличивается управляемость.
Для выбора направления движения выжимаются сразу обе педали, после чего поступает команда роботу.
В принципе, ездить на автомобиле с такой коробкой труда не составляет. Просто нужно следить, чтобы рычаг находился в нужном положении.
Сцепление используется автоматикой один раз - когда начинается движение с места. Водитель добавил газа, увеличил скорость оборота двигателя - робот подобрал нужную передачу и включил ее в рабочий процесс. Затем, в зависимости от ситуации, снова переключился на требуемую передачу.
Много разных производителей автомобилей экспериментируют с установкой таких коробок на самые разные виды транспорта. Например, их можно встретить не только на легковых автомобилях, но и на грузовых и на автобусах. Известная японская фирма поставила такую коробку на свой мотоцикл Ямаха.
Однако каждый производитель называет свою КПП по разному, из-за чего у роботизированных коробок множество названий, при одной сути работы. Например, на Пежо это 2-tronic, на Ауди - S-Tronic, а на Бугатти - DCT. Тойота называет ее SMT, а Мерседес - Sequentronic.
Да, и, несмотря на грозное название, это довольно деликатный механизм, который требует к себе бережного отношения.
Главное преимущество эксплуатации робота - водитель может сосредоточить больше внимания на контроле дорожной ситуации. Хотя, если честно, опытному водителю переключение коробки передач абсолютно не мешает, поэтому работа и с механической коробкой для него не проблема.
Роботизированная КПП отличается от АКПП (автоматизированной). АКПП - та же механическая КПП, но с дополнительными сервоприводами. Так, в частности, работа со сцеплением и переключением передач лежит на плечах этих приводов.
Но производители вносят в своих роботов разные дополнения. Так, например, фирма «Опель» оснащает роботов специальной функцией, которая по умолчанию переключает коробку в нейтральное положение. Для того чтобы завести автомобиль, нужно нажать педаль тормоза.
Для производителей робот-коробка представляет довольно интересный объект инвестирования. Она гораздо дешевле полностью автоматизированной коробки, при этом обладает ее достоинствами. С механикой ее роднит хорошая приемистость и не сильно большой расход топлива.
Замена масла КПП.В разделе: Техническое обслуживаниеРасскажем о том, как часто нужно менять масло в КПП и о том, какое масло стоит заливать в коробку передач. | Как продлить жизнь АКПП.В разделе: Техническое обслуживаниеИзвестно, что автоматические коробки передач намного чаще ломаются, чем механические коробки. Однако, если правильно эксплуатировать АКПП, то ей существенно можно продлить жизнь. |